В практике ветеринарного врача все чаще встречаются случаи хронических заболеваний мелких домашних животных, которые, как правило, оказываются неизлечимыми. К таковым можно отнести атопический дерматит, бронхиальную астму, хронические диареи и кашли, а также сердечно-сосудистые и эндокринные патологии. Чаще всего такие животные до поступления к врачу гомеопату уже имеют опыт безуспешного лечения аллопатическими средствами.
Наш многолетний опыт убедил нас в том, что крайне низкий процент случаев успешного излечения хронических болезней обусловлен, прежде всего, непониманием их инфекционной природы, причем не просто инфекционной, а цитопаразитарной. Если говорить о мелких домашних животных, то в первую очередь речь идет о микоплазмозе, затем о хламидиозе.
Иногда проявления хронических болезней и вовсе не воспринимаются, как признаки нездоровья, и считаются едва ли не вариантами нормы. В качестве примера можно привести всем известный феномен «текущих» (постоянно слезящихся) глаз у кошек, особенно часто встречающийся у «британцев» и «персов». Тотальная распространенность этого явления породила миф, что «текущие» глаза являются неизбежным атрибутом этих пород, обусловленным морфологическими особенностями их слезных каналов, и значит, нет смысла проводить какие-либо лечебные или диагностические мероприятия, а нужно довольствоваться лишь мерами местного, в основном, косметического характера. Однако одним лишь этим обстоятельством невозможно объяснить, почему аналогичная проблема встречается и у тех кошачьих пород, чьи слезные протоки не имеют подобных аномалий.
Теперь на основании многолетнего опыта исследования и успешного лечения этой патологии можно с полной уверенностью утверждать, что причиной характерного упорного слезотечения с образованием коричневых корочек в углах глаз является хроническая микоплазменная инфекция и не только у кошек, но и собак, причем независимо от пород тех и других. Примеров таких мелких проявлений хронических болезней можно привести множество.
Прежде всего, следует заметить, что идея того, что в основе многочисленных проявлений хронического нездоровья лежит весьма узкий круг причин инфекционной природы, отнюдь, не нова. Еще 180 лет назад никто иной, как основатель гомеопатии Ганеман, указал на это обстоятельство в своем широко известном среди гомеопатов труде «Хронические болезни». Разумеется, работа, написанная в «домикробиологическую» эпоху не могла содержать в себе конкретных указаний на микробиологическую природу и конкретные виды возбудителей хронических болезней, что впоследствии создало благодатную почву для самых немыслимых спекуляций на эту тему. Но как бы то ни было беспристрастный анализ произведения не оставляет сомнения в том, что Ганеман очень близко подошел к инфекционной природе хронических болезней, и лишь отсутствие средств и методов визуализации возбудителей не позволили ему окончательно прояснить этот вопрос.
Наблюдая за многообразием проявлений хронических болезней у животных, у нас зародилась мысль выяснить, может быть, это открытие Ганемана применимо и в ветеринарии? Наше внимание привлекла концепция цитопаразитарной природы хронических болезней человека, разрабатываемая в одном из московских гомеопатических центров уже на протяжении длительного времени. Разработанные в ней методы микробиологической диагностики и гомеопатического лечения хронических болезней, как нельзя лучше, отвечали нашим потребностям. С любезного согласия разработчиков эта концепция была использована нами для нашего исследования, помимо и общепризнанных методов, таких, как ПЦР. Далее, располагая необходимым набором лечебных и диагностических средств, сопоставили различным способом полученные лабораторные данные с соответствующими симптомами у наших подопечных и убедились в том, что специфические антицитопаразитарные средства пригодны для лечения не только людей, но и животных.
Однако в ветеринарной медицине диагностами в основном используется два метода, причем оба не лишенные недостатков. Так, иммуноферментный анализ (ИФА) на цитопаразитарные инфекции, к сожалению, не обладает достаточной чувствительностью, селективностью и адекватностью, и по этим причинам некоторыми авторами вообще не рекомендуется в качестве диагностического теста. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), напротив, чрезмерно чувствителен и селективен, что, с одной стороны, существенно повышает риск ложноположительного результата, а с другой не позволяет «увидеть» прочие инфекции этого же рода и даже целевую инфекцию, по тем или иным причинам претерпевшую хотя бы одну мутацию на сканируемом участке её ДНК. Общедоступная в настоящий момент ПЦР-диагностика рассчитана в основном на выявление типичных форм Chl.trachomatis. Известны также ПЦР-диагностикумы на Chl.psittaci, но инфектологическая значимость этого вида хламидий в настоящее время ничтожна, и они применяются редко. На такой широко распространенный вид, как Chl.pneumoniae, удовлетворительного ПЦР-теста не разработано до сих пор, как не существует на хламидии и родоспецифических тестов приемлемого качества, что позволяет Chl.pneumoniae, а, возможно, и другим пока неописанным патогенным видам оставаться незамеченными в исследуемом биоматериале. Ничуть не лучше обстоит дело и с диагностикой микоплазмозов. На сегодняшний день известно более 180 видов микоплазм, среди которых имеются как цитопаразиты, так и сапрофиты, но большинство из них изучено недостаточно, и относительно их патогенетического потенциала невозможно сказать ничего определенного.
С учетом вышеизложенного было бы желательно иметь общедоступный, простой и удобный лабораторный метод, который бы позволял выявлять любые виды цитопаразитов этих родов независимо от их индивидуальных особенностей строения ДНК и антигенной активности и к какому именно виду относится тот или иной инфект. И оказалось в действительности, что подобный метод существует, и состоит он в простом цитологическом исследовании специальным образом подготовленного биоматериала, в качестве которого могут выступать обычные мазки с любых доступных слизистых. Этот метод близок тем цитологическим методам, которыми эти паразиты изучались ранее, но выгодно отличается от прежних методик еще большей простотой и надежностью. Несмотря на то, что метод существует уже более 10 лет, и на него получен патент РФ, в российских медицинских кругах он до сих пор остается практически невостребованным.
В январе-феврале 2012 года на базе клиники «Свой доктор» проводилось ПЦР-обследование 58 хронически больных животных (42 кошек и 16 собак). Материал для исследования был взят со слизистых оболочек, максимально приближенных к активным на момент обследования патологическим очагам: в основном, с конъюнктивы, реже – с препуция или влагалища. При этом положительная реакция на микоплазмы наблюдалась в образцах, взятых у 24 (57%) кошек и 11 (69%) собак. Положительную реакцию на хламидии наблюдали только у одной кошки (2%), у неё же имелась положительная реакция и на микоплазмы. У всех обследованных собак результаты ПЦР-теста на хламидии оказались отрицательными. С согласия хозяев была сформирована экспериментальная группа из 7 кошек и 9 собак с положительными результатами ПЦР-тестов на микоплазмы.
C целью выяснения роли этих микроорганизмов в хроническом патогенезе кошек и собак данной экспериментальной группы было проведено их обследование вышеупомянутым цитологическим методом, который также подтвердил наличие в мазках у всех (100%) подопытных животных большого количества эпицитарных микоплазм, кроме того, у 2 (29%) кошек и 4 (44%) собак были обнаружены хламидии, не выявленные у них посредством ПЦР.
В результате предварительного физикального обследования у 3 (33%) из 9 собак, входящих в экспериментальную группу, был выявлен хронический кашель, у 3 (33%) – атопический дерматит, у 2 (22%) – хроническая диарея, у 1 (11%) – хронический ринит (с характерным сопением) и у 1 (11%) – синдром «текущих» глаз. У всех 7 (100%) кошек был выявлен синдром «текущих» глаз, который у 2 (29%) животных сопровождался хроническим конъюнктивитом, у 2 (29%) – хронической диареей; в единственном (14%) экземпляре были представлены хронический ринит (с чиханием), хронический отит, затрудненность носового дыхания с одышкой, хроническая мигрирующая экзема и ломкость шерсти. Общая картина дополнялась наблюдениями владельцев за особенностями поведения и нравами своих питомцев, как правило, все эти животные были малоактивны, что вполне объяснимо, так как все цитопаразиты используют для своих нужд энергетические ресурсы клеток хозяина.
Вся группа была подвергнута лечению специальными (этиотропными) гомеопатическими монопрепаратами, любезно предоставленными для наших опытов Центром этиотропной гомеопатии «Филикс». Каждому животному с той или иной периодичностью, обусловленной характером его патологии, назначали препараты, которые, по нашему мнению, наиболее соответствовали клиническим признакам той или иной инфекции. В процессе лечения с учетом текущего состояния подопытного животного назначения корректировали. О правильности выбора этиотропных препаратов судили по изменениям симптоматики и результатам лабораторных тестов. По происшествии полутора – двух месяцев с начала лечения было проведено повторное ПЦР-обследование животных на наличие у них микоплазм с одновременным цитологическим контролем. К этому времени из экспериментальной группы по инициативе владельцев выбыло две собаки - одна, страдавшая атопическим дерматитом, другая – хронической диареей и синдромом текущих глаз. Какова дальнейшая судьба первой собаки осталось невыясненной. Что же касается второй, то диарейные симптомы у неё прекратились еще до выбытия из эксперимента, тогда, как офтальмологические еще не успели выказать существенной динамики.
По истечении указанного срока ПЦР-положительными по микоплазмам оставались 2 (29%) из 7 собак и 2 (29%) из 7 кошек, а хламидии не были выявлены ни у одного животного; в то время, как цитологический тест выявлял остаточные количества микоплазм у 6 (86%) из 7 кошек и всех 7 (100%) собак. Однако сколько-нибудь значительной (сопоставимой с изначальной) обсемененности микоплазмами не было выявлено ни у одного животного. Хламидии этим методом не удалось обнаружить ни у одной (0%) кошки, а из 3 (с учетом 1 выбывшей из эксперимента) собак, имевших в мазках хламидии, после лечения эти цитопаразиты были в небольшом количестве только у 1 (33%).
Таким образом, согласно ПЦР-тесту свободными от микоплазм после 1.5-2 месяцев лечения оказались 71% кошек и 75% собак, тогда как согласно цитологическому тесту все животные были почти свободны от микоплазм, и одно оставалось умеренно инфицированным хламидиями. Если принять во внимание, что небольшие количества микоплазм часто выявляются на слизистых практически здоровых людей и животных, элиминирование хламидий из фиброзированных очагов происходит медленно, а лечебный эффект примененных средств достигается исключительно благодаря гомеопатической иммунизации, то на основании полученных данных можно предположить успешную выработку противомикоплазменного и противохламидийного иммунитета у всех животных экспериментальной группы. Это предположение подтверждается и тем, что в процессе лечения в унисон с лабораторными показателями в лучшую сторону менялась и симптоматика. К моменту контрольного обследования 6 (86%) из 7 кошек были практически здоровы (не имели даже минимальных признаков перенесенных болезней) и у одной с СТГ наблюдались непостоянные и необильные выделения из глаз. Из 7 собак к контрольному сроку практически здоровыми были 5 (71%), а у 2 (29%), страдавших хроническим ринитом и хронической диареей на фоне значительного улучшения, наблюдались остаточные явления в виде незначительных носовых хрипов и редких пароксизмов кишечных расстройств соответственно.
Таким образом, данное небольшое исследование показало, что при диагностике микоплазменной и хламидийной инфекций цитологический метод вполне может конкурировать с ПЦР и в какой-то мере даже превосходит его по части информативности, оперативности, технической доступности и дешевизны. Что же касается высокой эффективности, продемонстрированной этиотропными препаратами «Филикса», то за несколько лет их активного использования мы имели возможность убедиться в этом на сотнях примеров.
Хорошая корреляция между клиническим эффектом этиотропных препаратов и соответствующими цитологическими показателями, при которой каждый препарат избирательно действовал только на целевую инфекцию и ни на что больше, со временем позволила нам резко сократить количество лабораторных тестов и ориентироваться почти исключительно по характерной симптоматике, которая при такой избирательности лекарственных средств могла быть выявлена в мельчайших подробностях. В результате нам удалось выявить следующие специфические симптомы хламидийной и микоплазменной инфекций, приведенные ниже.
Симптомы МИКОПЛАЗМОЗА:
ПСИХИКА: Вялость. Апатичность. Адинамия. Постоянно ходит за владельцем. По словам владельцев, становится более ласковыми. Желание, чтобы подержали на руках. Капризность.
СОН: Сонливость.
ГЛАЗА: Постоянно текут. Слеза от водянистой до маслянистой, от светлой до коричневатой. В углу глаз (особенно утром, скопившись за ночь) образуются коричневые корочки, которые, высыхая, хрустят и крошатся, если потереть пальцами. Образование пигментированной коричневой дорожки от угла глаз вплоть до нижней губы. У длинношерстных пород жгутообразно скатывается шерсть в углах глаз. Конъюнктива от красной до малиновой. Фолликулярный конъюнктивит.
УШИ: Гнойные отиты не присущи. Ушные раковины быстро покрываются коричневатой мазней. Гиперсекреция.
НОС: Ринит, практически всегда сопровождается симптомами глаз. Чихание частое. Чихание приступообразное. Жидкие выделения. Чихает и брызгается жидким экссудатом. Образование коричневой корки вокруг крыльев носа. В развитой стадии – носовые хрипы, сопения.
РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ: Без видимых изменений у молодых. С возрастом склонность к зубным камням. Стоматит, гингивит.
ТРАХЕЯ, БРОНХИ, ЛЕГКИЕ: Астма. Астматический синдром (задыхается при вздохе). Приступообразный кашель. Хронический кашель. Симптомы глаз+носа+кашель. Вытягивание шеи, как будто желает вдохнуть носом и не может. Хронический бронхит. Пневмония.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА: Все случаи кашля с подозрением вовлечения в него сердечно-сосудистой системы. Все выявленные сердечные патологии, если вовлечены с соответствующими признаками хотя бы две системы из перечисленных в этом разделе. Например: глаза+нос+ выявлена сердечная патология.
ЖКТ: Хронические диареи. Хроническая рвота. Диарея у котят и щенков + отсутствие температуры.
МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА: Цистит. Мочекаменная болезнь, когда рН мочи защелачивается (микоплазма активно развивается в щелочной среде). Нефрит. Пиелонефрит. Баланопостит.
КОНЕЧНОСТИ: Артрит, Артроз. Полиартрит.
КОЖА: Зуд. Расчесы кожи. Мокнущая экзема. Обширные мокнущие экзематозы. Все патологии кожи с мокнутием. Атопический дерматит (только в сочетании с хламидиозом). Вылизывание кожи до мокрых пятен. Лечение бесплодия. Выделения из влагалища, когда по результатам УЗИ овариогистерэктомия не показана.
ОБЩЕЕ: От тепла лучше. Тянется к теплу, к батареям, теплый пол, желание залазить под одеяло.
Симптомы хламидиоза:
ПСИХИКА: Агрессивность. Повышенная раздражительность. Иногда гиперактивность. Ворчливость. Упрямое проявление недовольства. Может начать гадить, чего раньше не было. Начинает покусывать, а то и кусать. Собаки становятся брехливыми. Проявляется скверный характер. Аппетит может быть нездорово повышен, но и снижение аппетита также наблюдается. Примечание: не стоит чертам характера животного привязывать болезнь, выводы о состоянии животного стоит делать по совокупности рубрик, а не по одному- двум симптомам.
СОН: Беспокойство, поскуливание во сне.
ГЛАЗА: Блефарит. Вязкие, тягучие, киселевидные выделения. Гнойные выделения. Темные, вязкие выделения. Утолщение и уплотнение век. Гнойный конъюнктивит. Образование вокруг глаз (по контору век) экссудата.
УШИ: Гнойный отит. Уши беспокоят. Трясет головой. Чешет уши.
НОС: Гнойные выделения. Носовое зеркало покрыто коркой. Чихание. Носовые хрипы.
ТРАХЕЯ, БРОНХИ, ЛЕГКИЕ: В большинстве случаев – эти органы поражаются микоплазмозом, но хламидиоз зачастую осложняет течение заболевания. Отдельную симптоматику выделить сложно.
ЖКТ: Язва желудка, двенадцатиперстной кишки. Запор.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИТАЯ СИСТЕМА: Повышение артериального давления.
МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА: Эндометрит. Простатит. Стриктура уретры.
КОНЕЧНОСТИ: Артрит. Артроз. Полиартрит.
КОЖА: Пиодермия. Межпальцевая пиодермия. Гнойные процессы на коже. Зуд и расчесы кожи, сопровождающиеся ее сухостью. Перхоть. Нестерпимые зуды, без видимых изменений на коже. Фурункулез. Большинство случаев проявлений стафилококковой инфекции сопровождается хламидиозом.
Выводы
Следует заметить, что очень похожий набор симптомов был выявлен у людей, страдающих хламидийной и микоплазменной инфекциями, в Центре этиотропной гомеопатии «Филикс». Знание этих симптомов позволит ветеринарному врачу заблаговременно заподозрить у своих пациентов эти системные инфекции и избежать ряда распространенных, но в данном случае совершенно бессмысленных терапевтических мероприятий, таких, как лечение антибиотиками и средствами местного воздействия.
Необходимо отметить, что сама методика лечения, применяемая нами, воспроизводима. Нами разработаны определенные стандарты лечения цитопаразитарных инфекций, которые эффективны в руках любого врача, освоившего основные принципы этой методики. Например: если для лечения синдрома текущих глаз, зачастую достаточно применить один этиотропнный препарат, то для лечения тяжело протекающего атопического дерматита, который ассоциирован с хламидийно–микоплазмозным микстом (ХММ), необходим и противохламидийный этиотропный препарат. Кроме того, в зависимости от симптоматики можно подключить ряд других гомеопатических препаратов Нукс вомика, Гаммамелис, Алюмина, Апис и некоторые другие), причем врачу не гомеопату не стоит бояться как незнакомых названий, так и их кажущееся обилие.
Не только в медицине, но и в ветеринарии давно уже назрел вопрос об интеграции гомеопатии в различные области ветеринарной медицины. Только ленивый не использует в своей практике те же комплексные препараты Хелвет, но это не столько интеграция, сколько молчаливое согласие ветеринарного сообщества на присутствие гомеопатических препаратов в арсенале врача с условием, что последние не будут претендовать на большее, чем занимать позицию второго эшелона после аллопатических средств. Гомеопатия, как Золушка, при царском дворе медицины давно исправно исполняет свою работу, в то время как в царском дворце находится только ее туфелька, и ее примеряют все кому не лень, но она так никому и не подходит впору. А вот когда истинная обладательница туфельки придет во дворец и примерит ее на себя, то тогда все увидят, что перед нами не простая золушка, а принцесса этого самого королевского дворца медицины.
ЛИТЕРАТУРА
• Материалы сайта МЦ «Филикс» http://wwwfilix.ru/
• Васильев М. М. Хламидийная инфекция. Проблема антибиотикорезистентности // Вест, дерматол. и венерол. 2003.- № 3.- С. 18-21.
• Самцов А. В. Микробиологические свойства возбудителей хламидиоза, микоплазмоза и уреаплазмоза, современные подходы к их лечению. Опыт применения спарфлоксацина// 1-й Рос. конгр. дерматовенерологов: Тез. докл. - СПб., 2003.- Т. 2. -С. 130-131.
• Борхсениус С.Н., Чернова О.А., Чернов В.М., Вонский М.С. Микоплазмы. - СПб.: Наука, 2002.
• Коромыслов Г.Ф., Мессарош Я., Штипкович Л. и др. Микоплазмы в патологии животных.- М.: Агропромиздат, 1987