Особенную опасность в крупных густонаселенных городах, где многочисленны места концентрации пищевых и бытовых отходов и характерна большая численность синантропных птиц, представляет сальмонеллез голубей. Сальмонеллез отличается контагиозностью и стационарностью. Сальмонеллы сохраняются в организме переболевшей птицы, бактерионосителей. Сероварианты, вызывающие эпизоотические процессы на голубятнях – S. typhimurium и S. enteritidis являются одними из основных возбудителей пищевых токсикоинфекций у человека. Кроме того, дикие голуби являются потенциальными разносчиками возбудителя и источниками сальмонеллеза для промышленного и частного птицеводства, а также животноводства.
Нами изучены эпизоотии сальмонеллеза голубей в условиях культурного содержания в городе Москве. На некоторых голубятнях инфекционный процесс развивался вяло, преимущественно спорадическими вспышками, что обусловлено периодическими выпойками голубям байтрила, энрофлона, нифулина или тилозина, а также применением голландской вакцины «Сальмавир»против сальмонеллеза и болезни НьюКасла голубей. Заболеваемость в таких условиях отмечалась в пределах 30%. У взрослой птицы нередкий клинический признак – опухание и болезненность суставов (в основном, локтевых и коленных), неспособность к полету, хромота.
В других голубятнях отмечен эпизоотический процесс высокой степени с заболеваемостью от 20 до 70%, а в группе молодняка 24месячного возраста – до 90100% с полной летальностью. Течение болезни отмечалось, как правило, сверхострое и острое. Основные симптомы – одышка, диарея, оглум. В 4 голубятнях параллельно развивались признаки поражения нервной системы: шаткость походки, запрокидывание головы, «вертячка». (При исследовании в реакции торможения гемагглютинации сыворотки крови от таких голубей у них были обнаружены к болезни НьюКасла титры антител более 5 log2, характерные для больной птицы). При вскрытии трупов голубей, погибших при остром течении сальмонеллеза, обнаруживали покрытую слизью и зелеными липкими массами слизистую оболочку мышечного и железистого желудка, незначительное увеличение селезенки, в трети случаев – ринит, глинистость печени, явления отека и гиперемии головного мозга. Иногда выявляли мелкие кровоизлияния и очаги некроза в тонком отделе кишечника.
Из патологического материала (кровь из сердца, печень, селезенка, красный костный мозг) от трупов голубей 19 голубятен выделены 14 изолятов S. typhimurium и 1 S. enteritidis. Следует отметить довольно широкий спектр антибиотикоустойчивости выделенных этиотропных сальмонелл. К большинству применяемых химиотерапевтических препаратов данные бактерии обладают резистентностью или низкой чувствительностью. Такая ситуация обоснована бессистемным применением антибиотиков и сульфаниламидов голубеводами.
11 из 14 изолятов обладали средней или высокой чувствительностью к имипенему, байтрилу, 8 – к фурагину, тобрамицину, левомицетину, 7 – к тилозину, офлоксацину, ампициллину, клафорану, 6 – к амоксиклаву, гентамицину, тобрамицину, норфлоксацину. К эритромицину, неомицину, линкомицину, тетрациклину, канамицину, рифампицину, белкоспире, стрептомицину, цефазолину, колистину, карбенициллину, метронидазолу, доксициклину, цефалексину, клотримазолу, азитромицину, флубактину большинство выделенных сальмонелл низкочувствительны или устойчивы.
Система мероприятий по борьбе с сальмонеллезом голубей, проведенных нами, включала дезинфекцию помещений для содержания птицы, выпойку антибиотиков, к которым подтверждена чувствительность возбудителя (курс 710 дней), через 1014 суток – вакцинацию всего поголовья без клинических проявлений болезни инактивированной вакциной против сальмонеллеза.
Среди схем химиотерапевтического лечения проводился курс поголовной обработки птицы неблагополучных голубятен, где за основу брались, как правило два препарата, например, тилозин и левомицетин. Это часто основано на том, что высокую чувствительность сальмонелла не проявила ни к одному из исследуемого спектра или к антибиотикам, применение которых экономически нецелесообразно и не изучено в птицеводстве (имипенем, клафоран). Параллельно для нормализации биоценоза кишечника голубям назначался пробиотик – лактобифадол из расчета 1020 г мучной формы на 1 кг корма (в 1 г препарата не менее 1 млн. молочнокислых и не менее 80 млн. бифидобактерий, а также незаменимые аминокислоты, витамины, микроэлементы, биологически активные вещества). Форма определена опытным путем как наиболее поедаемая.
Данный курс лечения способствовал клиническому оздоровлению поголовья: симптомы сальмонеллеза исчезали к 45 суткам терапии (за исключением у 319% голубей остаточных нервных явлений). Лактобифадол продолжали применять в период вакцинации и 2 недели спустя.
Вакцинный препарат, разработанный и изготовленный нами, включает инактивированные формалином наиболее иммуногенные 2 штамма S. typhimurium и 1 штамм S. enteritidis. Инактивированные суспензии осаждены полиэтиленгликолем и декантированы, экспериментальные серии перед применением проверены на стерильность, безвредность и специфическую активность. Вакцинировали клинически здоровых голубей с 20дневного возраста внутримышечно в грудную мышцу двукратно с интервалом 3045 дней в дозе 0,5 см3 (не менее 3 млрд. кл. каждого штамма) с ревакцинацией через 10 месяцев.
За период наблюдения от 12 до 26 месяцев новых случаев заболевания сальмонеллезом в исследованных голубятнях не отмечали. При контрольных исследованиях патологического материала в редких случаях отхода птицы (по разным причинам) бактерий рода Salmonella не выявляли.
Заключение. Проведенные мероприятия: дезинфекция 2%ным раствором хлорамина Б, 1%ным раствором глютекса, применение химиотерапии совместно с лактобифадолом и последующая вакцинация всего поголовья от сальмонеллеза инактивированной вакциной способствовали оздоровлению неблагополучных голубятен Москвы, остановили развитие инфекционного процесса и препятствовали появлению новых случаев заболевания сальмонеллезом голубей.
Автор: ПИМЕНОВ Н.В.