Вирусный перитонит кошек (ВИП) – заболевание, известное каждому ветеринарному врачу. Пусковым механизмом вирусного перитонита кошек (ВИП) служит взаимодействие между коронавирусом (FCoV Ag, АГ) и вырабатываемыми организмом антителами (Ab, АТ).
Носительство кишечной формы коронавироза (FCoV) вызывает у молодых кошек острые энтериты, у взрослых животных обычно протекает легко, почти бессимптомно, с редкими периодическими проявлениями диареи. По данным клиники «Центр», из 51 обследованной кошки, коронавирус, (FCoV Ag) в мазке из прямой кишки, был выявлен у 9 особей, что составило 17,6%. Перейдет ли коронавироз из стадии носительства (кишечная форма) в генерализованную стадию (иммуно-медиативно васкулятивная) зависит от состояния гуморального и клеточного иммунитета животного, сбои которых могут быть вызваны любыми стрессовыми состояниями (инфекция, оперативное вмешательство, беременность, переезд, смена корма и т.д.). Определенные дисфункции иммунной системы, связанные с внешними (стресс, вирусные и/или грибковые заболевания) или внутренними (генетическая предрасположенность) факторами, могут привести к массированному «лавинообразному» образованию комплексов АГ-АТ. Комплексы АГ-АТ оседают в периваскулярных пространствах, вызывая васкуляризацию сосудов, системные поражения кишечника, печени и селезенки. Васкуляризация сосудов печени иммунными комплексами при вирусном перитоните приводит к функциональной недостаточности печени, понижению коллоидно-осмотического давления, нарушению в крови соотношения альбуминов и глобулинов.
Преодолевший иммунный барьер, проникает в макрофаги, вызывая массированный иммунный ответ Коронавирус, на этапе кишечной формы поражающий клетки кишечника,. В организме с ослабленным клеточным иммунитетом образующиеся В тоже время патогенез, диагностика и уж тем более лечение ВИП вызывает такое количество дискуссий, которое, пожалуй, и «не снилось» никакому другому инфекционному заболеванию кошек.
Среди кошек, обследованных в клинике «Центр» (n=301), антитела к (FCoVAb) выявлены у 56, что составило 18,6%.
Пусковым механизмом вирусного перитонита кошек (ВИП) служит взаимодействие между коронавирусом (FCoV Ag, АГ) и вырабатываемыми организмом антителами (Ab, АТ). Коронавирус, на этапе кишечной формы поражающий клетки кишечника, преодолев иммунный барьер, проникает в макрофаги, вызывая массированный иммунный ответ. В организме с ослабленным клеточным иммунитетом образующиеся комплексы АГ-АТ оседают в периваскулярных пространствах, вызывая васкуляризацию сосудов, системные поражения кишечника, печени и селезенки. Васкуляризация сосудов печени иммунными комплексами при вирусном перитоните приводит к функциональной недостаточности печени, понижению коллоидно-осмотического давления, нарушению в крови соотношения альбуминов и глобулинов. В клинике «Центр» в результате рентгенографического обследования клинически больных кошек, с выявленными в крови антителами к коронавирусу у 38,8% животных выявились признаки слабой дифференциации органов брюшной полости, свидетельствующие об асците (скоплении жидкости), у 18,4% кошек имелись признаки гидроторакса, сопровождающегося ателектазом легких и уменьшением размеров сердца, а у 42,9% кошек на рентгенограмме отсутствовали признаки, свидетельствующие о наличии выпотной жидкости в брюшной или грудной полостях. Максимальная продолжительность жизни обследованных нами кошек с выпотной формой ВИП составила 6-7 месяцев. Около 10 кошек с «сухой» формой ВИП с момента постановки диагноза живут уже в течение 2-х, 3-х и даже более лет, при этом у некоторых животных повторные тесты на антитела, проведенные через два-три месяца, имели отрицательные результаты. Это может быть связано с тем, что на момент проведения первого исследования кошка находилась на стадии «переболевания» ВИП, сопровождающейся активным воспроизводством антител, через некоторое время завершившейся выздоровлением, полной или критической элиминацией вируса и, соответственно, радикальным падением количества антител до нерегистрируемого тестами уровня.
Таким образом, выявление антител к коронавирусу кошек не может в достаточной степени однозначно свидетельствовать о том, что животное больно вирусным инфекционным перитонитом (Addie et al, JFMS, 2009). По данным тех же авторов только 10% инфицированных кошек заболевают ВИП, в то время как у 90-95% - происходит элиминация вируса после переболевания, в период которого титр в сыворотке крови животного может быть достаточно высок.
Алгоритмы постановки диагноза, рекомендуемые рядом европейских авторов, представляют собой сложные многоступенчатые комплексы исследований, включающие определение концентрации глобулинов в сыворотке крови и соотношения альбумина к глобулину, выявление титра антител в крови (ИФА, ИХА), выявление антигена (вируса) в крови и в фекалиях (ПЦР, ИХА) и т.д.
Далеко не все частнопрактикующие ветеринарные клиники и кабинеты имеют оборудование для столь разностороннего обследования животных, кроме того, рекомендуемый комплекс исследований дорогостоящ, т.е. мало доступен большинству владельцев животных («лучшее - враг хорошего!»), поэтому разработка адекватного диагностического алгоритма обследования кошек на основе экспресс-тестов (ИХА) для выявления АТ и АГ представляется нам весьма актуальной.
Необходимый минимум для постановки диагноза на ВИП, включает проведение комплекса исследований на выявление наличия и роста титра антител к коронавирусу (2-3-х кратное проведение исследований с интервалом в 1,5-2 месяца). Только серия последовательных положительных результатов (ИХА) или подтвержденный методом ИФА рост титра позволит врачу поставить диагноз – вирусный перитонит. У кошек имеющих высокие титры антител к коронавирозу, вирус в кишечнике отсутствует, он может быть выделен только из крови или асцитной жидкости (при ее наличии) и только методом ПЦР, так как титр вируса в организме в этот период очень низок.
Таким образом, понятно, что диагностика вирусного перитонита кошек в силу труднодоступности многих видов исследования еще долгое время будет вызывать